Распространение идей Коперника в XVI веке представляет собой процесс, который, в частности, важен потому, что помогает понять возникновение и первоначальное развитие современной науки. Эпоху Коперника часто называют эпохой научной революции. Однако термин «революция» вызывает сомнение у всякого, кто внимательно изучил труд Коперника, понял, какие цели он перед собой ставил и на чем основывал доводы в пользу гелиоцентризма, а кроме того, знает, как, собственно, распространялись его идеи и как они воспринимались.
Все это вкупе с реформаторским духом XVI века подводит к мысли, что труд Коперника и первоначальное его воздействие точнее будет определять, как коренное преобразование астрономической науки, а более эффективный термин «революция» приберечь для радикального развития его идей И. Кеплером, Г. Галилеем и Джордано Бруно в XVII веке.
Для обоснования этого тезиса требуется осветить исторический процесс первоначального распространения идей Коперника, их восприятие учеными — его современниками, а также следующим поколением ученых. Как будет показано ниже, все те, кто использовал труд Коперника или оценивал его, лишь за двумя исключениями, видели в нем именно реформу практической астрономии, а не революцию в космологии. Лишь на исходе XVI века новое поколение ощутило необходимость решительного выбора между соперничающими системами мира. В результате мы увидим, какой свет бросает исторический анализ на природу научного прогресса в этом важнейшем эпизоде
смены научных представлений.
Применение термина реформа к научным достижениям Коперника наводит на мысль о некоторой зависимости роста научных изысканий в тот период от политического и религиозного движения, вылившегося в протестантскую Реформацию. Историки XVII века отмечали определенную близость и связь этих двух важнейших движений. Однако связаны они еще более тесно, чем предполагалось прежде. Их соединяли узы социальные, поскольку и то и другое оформилось и поддерживалось в одной и той же университетской среде, и труд Коперника в XVI веке изучался, использовался и распространялся главным образом коллегами и студентами видных деятелей Реформации. Эти ученые создали влиятельную сеть обмена научной информацией, а также определенную школу астрономической мысли, что в значительной мере повлияло как на восприятие коперниковских идей, так и на передачу следующему поколению.
Довольно давно уже отмечалось, что самого Коперника вряд ли следует признавать революционером, тем не менее его труд наталкивает на выводы, которые позднее И. Кеплер, Г. Галилей и Джордано Бруно использовали для подлинной революционизации науки. Целью же Коперника было лишь обновление традиционной астрономии. Его методы и аргументация оставались традиционными, да и главная идея его гелиоцентрической системы — движение Земли — сама по себе новой не являлась. Совершенно новым для той эпохи было утверждение, что система эта космологически верна, и еще — стремление опереться в свсих выводах на философские и физические доводы. Впрочем, Коперник видел себя преобразователем астрономической науки, то есть он ставил целью исправить и улучшить астрономию, обратившись к классическим источникам античной традиции, и там отыскать философски более «чистые» модели и принципы, чтобы с их помощью обновить астрономию.
www.spravkaweb.ru